Украинское руководство пытается «обезводить» Крым. Построили дамбу, которая перекрыла воду из Днепра. Но я слышал, Тимур Вадимович, вы нашли выход из ситуации?
Тимур Иванов: По поручению президента РФ специалисты Военно-строительного комплекса минобороны реализуют в Крыму гидротехнические проекты, которые решат вопрос обеспечения водой жителей полуострова. 12 октября приступили к возведению водозабора на реке Бельбек с очистными сооружениями и переброской в Днепровский водовод. В составе объекта — накопительный бассейн емкостью 150 тыс. кубических метров, дренажная канализация, водомерный узел, линейный водовод, сопутствующая инженерная инфраструктура. Работы ведутся в круглосуточном режиме, на участке задействовано более 320 человек и 100 единиц техники. Одновременно начали создание комплекса, который позволит наполнить Чернореченское водохранилище водой из Кадыковского карьера. Строительство водовода из Кадыковского карьера в реке Черная уже завершили, сдав объект досрочно. В марте 2021 года запустим водовод с гидрологическими сооружениями на реке Бельбек.
В разгар пандемии часто слышим фразу: «планы пришлось скорректировать». Эти слова означают: не успеваем. А в армии — все успевают?
Тимур Иванов: Готовность Военно-строительного комплекса Минобороны России к реализации крупных проектов в сжатые сроки стала результатом проводимой системной работы по его оптимизации. Нашим специалистам удается возводить масштабные объекты в срок от четырех до семи месяцев.
Да, действительно, санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране сказалась на сроках сдачи объектов. Возникла острая необходимость в строительстве в разных регионах страны жизненно важных объектов — новых медицинских центров. К примеру, медцентр в Нижнем Новгороде и вовсе был возведен за рекордные 28 суток. Причем это не только выполнение строительно-монтажных работ, но и укомплектование нового лечебного учреждения всем необходимым медицинским оборудованием. Максимальный срок строительства медцентров — 56 суток. Наши специалисты трудились в посменном круглосуточном режиме 24/7. Для координации и контроля был создан головной штаб строительства: два раза в сутки, без выходных, в 8.00 и в 20.00 из Национального центра управления обороной РФ проводились рабочие совещания с прямым включением со всех площадок с детальным разбором текущей обстановки на строительных площадках.
Стройка — живой организм. Что-то вовремя не завезли, где-то подкачала геология и т.д. Всегда есть соблазн доложить наверх, что все немного лучше, чем на самом деле…
Тимур Иванов: У нас все стройплощадки оснащены видеокамерами, что позволяло круглосуточно в онлайн-режиме контролировать все процессы.
Для обеспечения бесперебойных поставок стройматериалов и конструкций Минобороны России была выстроена особая логистическая схема. К примеру, доставка стройматериалов и спецтехники для возведения многофункционального медицинского центра в Калининграде осуществлялась морским сообщением с территории России, в том числе кораблями Балтийского флота. Для обеспечения строительства на Камчатке была задействована военно-транспортная авиация.
Сроки от 28 до 56 суток, за которые сдаете медцентр, производят впечатление. Но что с качеством?
Тимур Иванов: Военные строители справились с поставленной задачей. Все объекты сделаны основательно, с высоким качеством. И хочу отметить, что это объекты капитального строительства, которые послужат людям долгие годы! Наша работа была высоко оценена руководством страны.
После сдачи 16 новых медцентров, построенных на базе ведомственных лечебных учреждений в 15 регионах страны, нам поступило следующее поручение президента России: возвести аналогичные медучреждения в интересах гражданской системы здравоохранения.
Таким образом, были оперативно введены в строй объекты в Дагестане, Воронеже, Пскове, Великих Луках. 1 декабря военные строители сдали под ключ еще четыре многофункциональных медицинских центра: Североморске, в Астрахани и городе Нариманов, а также обеспечили Псков новым детским инфекционным отделением на 60 мест.
В основном старались использовать материалы местных производителей. Главами субъектов РФ оказывалось всяческое содействие, оперативно все вопросы решались на месте.
Ваша задача — только построить медцентр? Установить и наладить медоборудование — эта работа медиков?
Тимур Иванов: Мы сдаем все объекты под ключ. Все медцентры оснащены самым современным медицинским оборудованием: аппаратами искусственной вентиляции легких и экстракорпоральной мембранной оксигенации, компьютерным томографом, рентгеновским цифровым комплексом, портативным ультразвуковым сканером.
Вчера, например, сдан инфекционный корпус нового госпиталя в Южно-Сахалинске. Первыми свои двери откроют поликлиническое и инфекционное отделения.
Сахалин — очень и очень сейсмоопасный регион…
Тимур Иванов: Проектировщики Военно-строительного комплекса заранее учли этот фактор. Мы заложили не только многолетнюю эксплуатацию зданий, но и безопасность персонала и пациентов.
Планы на развитие инфраструктуры Курил большие?
Тимур Иванов: Мы уже ввели в эксплуатацию более 25 различных сооружений на архипелаге Большой гряды Курильских островов. На Кунашире подразделение ПВО заступило на дежурство на обновленную боевую позицию.
В 1980-х я начинал службу лейтенантом. Типичная картина северных гарнизонов ПВО: построены капитальные железобетонные арочные укрытия для истребителей-перехватчиков, обустроены позиции для ракетных систем. А вот условия жизни офицеров просто удручающие. Сегодня, надеюсь, уже не так?
Тимур Иванов: Уже сданы, в том числе на Итурупе и Кунашире, семь общежитий для личного состава. Еще одно сейчас достраиваем, оно будет сдано в начале будущего года. Новое жилье полностью благоустроено, в комнатах все необходимое для жизни. Все — по последнему слову науки и техники. В военных городках установлены энергоблоки из дизельных генераторов в модульных автоматизированных котельных.
А всего на Курильской гряде военные строители возведут 51 объект. Все, что сейчас там строим, рассчитано на устойчивость при землетрясении магнитудой до девяти балов.
Другой пример: в Абакане военные строители сдали под ключ современный жилой комплекс на 236 квартир. Здесь мы использовали систему солнечного теплоснабжения за счет остекления, смонтировали светопрозрачные ограждения из ПВХ профилей с заполнением двухкамерными стеклопакетами.
В гарнизонах служебные квартиры офицерам и контрактникам вы сдаете с мебелью?
Тимур Иванов: Служебные квартиры передаются в эксплуатацию «под ключ» с чистовой отделкой. Установлены кухонные гарнитуры, диваны, кресла, стулья, кровати, шкафы, мебель для детских комнат.
В планах — строительство в Вилючинске 16 многоквартирных и 20 двухквартирных домов, детсада на 200 мест.
А в целом по вооруженным силам как дела с обеспечением жильем кадровых военных?
Тимур Иванов: В 2020 году социальные обязательства минобороны по обеспечению жильем исполнены в отношении 111 тысяч военнослужащих. Из них 59,6 тысячи получают компенсацию за наем жилья, а 35 тысяч семей военнослужащих обеспечены жилыми помещениями специализированного жилфонда. По плану на 2020 год в реестр участников накопительно-ипотечной системы должны были включить 45 тысяч военнослужащих, 4,6 тысячам полагались жилищные субсидии. Планы выполнены на 100%.
Участниками накопительно-ипотечной системы являются 349 тысяч военнослужащих.
Что с учебными заведениями?
Тимур Иванов: Проводится плановая работа по модернизации учебно-материальной базы всех учебных заведений Минобороны России. Только в этом году мы сдали сразу три новых комплекса довузовских учебных заведения. Всего же за последние шесть лет сдали 18 таких объектов.
Сейчас создаем современный фонд Омского кадетского корпуса — старейшего в России военного учебного заведения, который ведет начало от Войскового казачьего училища, основанного в 1813 году. Подчеркну: это не реконструкция, а строительство с нуля. Строим трехэтажное учебное здание, столовую, два спальных корпуса на 240 и 320 мест, крытый спорткомплекс, ледовый дворец с бассейном.
Участвуете в ряде резонансных гражданских проектов, например, в «Демографии»?
Тимур Иванов: По поручению президента России в рамках реализации федеральной программы «Развитие образования» и национального проекта «Демография» минобороны ведет в Республике Дагестан строительство детских садов и школ. Одними из первых были построены новые детские сады в селах Кульзеб и Учкент. В Махачкале в микрорайоне Ак-гель построен и полностью укомплектован один из самых больших детсадов на 250 мест, а в поселке Эндирей школа, где смогут получать знания 300 учащихся.
В 2021 году в основных городах Дагестана — Махачкале, Каспийске, Кизляре, Дербенте, Избербаше, Буйнакске, а также в поселках, расположенных в 23 районах республики, включая отдаленные и высокогорные, военные строители возведут 59 объектов. Из них 13 школ на 6882 учащихся, 46 дошкольных учреждений на 7750 воспитанников, 35 из которых смогут принять малышей в возрасте от полутора до трех лет.
Вы возвели просто фантастические базы: «Северный клевер» на Новосибирских островах и «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа. Сейчас работаете на Новой Земле. Мы часто слышим рутинные фразы о «тяжелейших условиях работы» военных строителей. Но не каждый может представить, что за этими словами кроется. Можно наглядный пример?
Тимур Иванов: Представьте: строители реконструируют магистральный водовод — это две «нитки» водопроводов на свайных столбах. Все — под толщей снега. Раскопали очередной участок, отработали, но метель буквально за пару часов с таким трудом расчищенные места снова заметает… Но строители тем не менее делают свою работу. И делают хорошо. Результат? Как заметил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу: «В Арктике заложен надежный фундамент строительства военной структуры, не имеющий аналогов в мире».
Текст: Игорь Елков, «Российская Газета»