Медцентры особого назначения
Знаменитый толковый словарь Merriam-Webster выбрал «пандемию» словом года. Но, как точно заметил Сергей Шойгу, Вооружённые силы России не могут уйти на самоизоляцию: «В течение всего этого года мы выполняли свои основные задачи. Естественно, участвовали в жизни страны и в тех сражениях и битвах, которые разворачивались на полях пандемии».
Таинственный вирус обрушился на планету ранней весной. Трудно было даже представить, что нас ждёт впереди. И тем поразительней быстрая реакция руководства страны – в кратчайшие сроки нужно построить современные медцентры. Раз это коварный враг, значит, война. А кто на страже родины? Конечно, всегда отмобилизованное военное ведомство.
Военно-строительному комплексу МО РФ предстояло быстро возвести центры во всех военных округах на базе существующих военных госпиталей. Но быстро – это вовсе не временно. Соорудить капитально, на века. Да ещё и заложить в каждый много функций: пандемии уходят и приходят, а болезни остаются…
Как это сделать? В тисках всеобщих ограничений, под грузом ответственности, без исторических аналогов и наработок, с чистого листа? Но каждый день уже был по цене человеческой жизни…
Министр обороны, в прошлом руководивший крупнейшими промышленными стройками в Сибири, всё взял под личный контроль. А замминистра Тимур Иванов возглавил головной штаб, в который вошли военные медики, проектировщики, инженеры, строители, юристы, руководители и специалисты предприятий военстроя. Два раза в сутки, без выходных, в восемь часов утра и вечера в Национальном центре управления обороной проводились селекторные совещания с прямым включением со всех площадок. Ежедневно нон-стоп решались неотложные вопросы грандиозной стройки: геодезия и геология грунта, проектирование, «посадка» зданий на местности, логистика, обеспечение людей питанием, формой, инструментами и пр. Но самое важное – нужно было мгновенно убирать юридические и бюрократические барьеры. Барьеры стереотипов. Если следовать инструкциям и логике «мирного времени», проторенная дорожка вела в тупик. Постоянные переговоры с заводами – производителями металлоконструкций, цемента, инженерных систем, сложнейшего медоборудования и многого другого: сроки, ещё раз сроки, объёмы, быстрые рокировки, поиск технологий… Скажем, в отдалённые Калининград и Петропавловск-Камчатский доставка стройматериалов напоминала настоящую войсковую операцию: задачи для метеорологов, пилотов военной авиации, капитанов морских паромов и даже грузчиков были расписаны буквально по часам. А часы эти исчислялись переброшенными грузами.
Обычно на создание такого, да ещё нашпигованного медоборудованием, капитального объекта уходит от 5 до 10 месяцев. А тут надо было сдать его максимум за 56 суток! И сдавали. Сдавали! Рекорд – 29 суток. При этом в это же время были спрессованы круглосуточный контроль стройматериалов, формирование лекарственного фонда, подготовка медперсонала. Никаких поблажек: всё, от металлических балок и цемента до анкеров и шурупов, не принималось без сертификатов качества. Выездные лаборатории прямо с колёс анализировали пробы бетонной смеси, кирпича и металлических элементов. Специальными приборами «просвечивали» сварочные швы конструкций.
А люди работали, работали днём и ночью. Только за деньги – так нельзя. Это был идеальный штурм! Как всегда, жизни ради – не для парада.
Даже президент Владимир Путин был удивлён: «…Всего за два месяца, как и планировалось, – честно говоря, даже не верилось первоначально, но тем не менее это произошло – по линии военного ведомства построено, укомплектовано всем необходимым 16 центров, причём по всей стране – от Камчатки до Калининграда. Они были возведены в беспрецедентно короткие сроки с хорошим качеством, на совесть».
За небывало короткий срок специалисты ВСК Минобороны возвели в уходящем году для борьбы с эпидемией 30 новых медицинских центров и инфекционных корпусов (не только военных, но и гражданских – по просьбе регионов и поручению президента) более чем на 3000 мест. Они в очередной раз доказали: в тяжёлые времена у нас есть на кого положиться.
Представьте, на площадках от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, от Североморска до Севастополя круглосуточно в две смены разом трудились свыше 23 700 человек. Более 1500 предприятий и компаний поставляли железобетон, цемент, кабели, кирпич и другие материалы. Беспрецедентное по накалу строительство уже вписано в историю России! Но главное – спасены жизни россиян. Более 13 000 больных уже получили медицинскую помощь благодаря мужеству военных строителей!
И пойдёт вода по трубам, и пойдёт…
Все сравнения, конечно, хромают. Но всё же…
В августе 1941-го немцы захватили водонапорную станцию «Днестр» в 35 км от Одессы. А в осаждённом городе жара за 30 градусов! Вода стала дороже хлеба, на неё ввели карточки. Когда, казалось, спасения от жажды уже не было, особый диверсионный отряд советских моряков-добровольцев проник на станцию и запустил насосы, одновременно отстреливаясь от наседающих гитлеровцев. Из всего отряда выжил один – краснофлотец, четырежды раненный Григорий Поженян, девятнадцатилетний уроженец Харькова, будущий знаменитый советский поэт-фронтовик. «… Но мы должны остаться тут хоть навсегда, чтоб лишних несколько минут текла вода», – напишет он спустя много лет. Давно нет войны, но…
В 2014-м Украина в отместку за свободное волеизъявление крымчан перекрыла Северо-Крымский канал, по которому на полуостров поступала днепровская вода. Он обеспечивал 85% всех потребностей полуострова. (Весной 2017 г. украинские власти специально возвели там капитальную дамбу, которая обошлась «незалежной» в 1,4 млн долл.)
Нехватку влаги на полуострове пытались восполнить за счёт бурения скважин и установки насосных станций. Правда, этого было недостаточно – фермерам пришлось перейти на выращивание менее влаголюбивых культур. Вдобавок в прошлом году из-за продолжительной засухи рекордно обмелели водохранилища. Настоящая жажда.
На помощь крымчанам по личному поручению президента страны опять пришло Минобороны. 12 октября этого года военные строители экстренно приступили к возведению водозабора на реке Бельбек для наполнения Днепровского водовода. Одновременно начали создание комплекса, который позволит перебросить воду из Кадыковского карьера в Чернореченское водохранилище. Этот проект прорабатывали ещё в 70-е гг. прошлого столетия. Но тогда строительство так и не начали.
Новый водовод оснащён водоочистными сооружениями и ковшовым водозабором речной воды на 150 тыс. м?. В него будет поступать, минуя дамбу, основной поток. Далее через насосную станцию по трёхсотметровому трубопроводу он отправится в трёхэтажный корпус для очистки на сложном оборудовании. Чистая вода будет накапливаться в четырёх вертикальных резервуарах объёмом 4 тыс. м?. Насосная станция второго подъёма погонит её в действующий Днепровский водопровод. Промышленные фильтры непрерывно в автоматическом режиме станут чистить речную воду. «Хитрая» технология, кстати, позволит экономить каждый день 10% объёма. Дождевые поверхностные стоки перед попаданием в Бельбек тоже пройдут сквозь строящуюся ливневую очистку.
И снова военные строители действуют резко и нестандартно. Для ускоренного возведения дамбы и водозабора (а общая площадь застройки ни много ни мало 4 га) смонтирован мобильный бетонный завод. Тщательно проработан проект. Наверное, самая сложная его часть – плавучая насосная станция. Её установили на водной поверхности в самой глубокой точке Кадыковского карьера, запас которого – около 4 млн м?. ПНС сможет поднимать за сутки 15 тыс. м? воды на высоту 105 м. С неё самотёк по трубе пойдёт в реку Чёрную. А когда уровень будет падать, станция тоже начнёт опускаться, чтобы не прекращать качать живительную влагу.
Сейчас в Крыму круглосуточно трудятся 507 человек и 110 единиц техники. Профессионалы работают, прекрасно зная, как ждут на полуострове эту воду. Поэтому 19 декабря 2020 г. военные строители полностью завершили создание комплекса для переброски воды в Чёрную. А в марте будущего года обязательно зажурчит водовод с гидрологическими сооружениями на реке Бельбек.
Военные строители слово держат. Всегда.
По аэропорту встречают, по храму провожают
«Скорректировано пандемией» – это выражение уже стало штампом. Но никакой форс-мажор не мог нарушить ранее намеченные планы ВСК. Ведь надёжный тыл – залог боеспособности армии. Весь год на отдалённых территориях, в сейсмоактивных регионах, горных и пустынных местностях, районах вечной мерзлоты продолжали строиться базы и гарнизоны, арсеналы и полигоны, казармы и штабы, аэродромы и порты, учебно-тренировочные комплексы и места дислокации ракетных комплексов. Рассказывать о многих из них нельзя из-за грифа «Секретно».
Но именно в этом году военные строители отметились целым ряд знаковых для страны гражданских проектов.
Событие года. Да и не только года. 9 Мая, в день 75-летнего юбилея Победы, открылся Главный храм Вооружённых сил – Патриарший собор Воскресения Христова. Крупнейший в стране архитектурно-религиозный ансамбль с уникальным интерактивным музейным комплексом «1418 шагов к Победе» предстоит оценить не только нынешнему поколению россиян. О нём уже сказано и написано немало. Но это точно тот случай, когда лучше один раз увидеть.
А в Петрозаводске появился первый в 100-летней истории Карелии полноценный пассажирский терминал аэропорта. В легендарном Кронштадте завершили первую очередь уникального музейно-паркового комплекса «Остров фортов», который предполагает создание на площади более 100 га, прилегающих к Каботажной гавани, благоустроенной набережной, выставочного центра, научных, образовательных, развлекательных, игровых и других объектов. В Дагестане прямо в этом декабре завершены работы на 20 социальных объектах. Среди них детские сады в сёлах Кульзеб и Учкент. В микрорайоне Ак-Гёль Махачкалы построен, отделан и полностью укомплектован один из самых больших детсадов в республике – на 250 мест. В селе Эндирей сдана школа на 300 учащихся (ранее школьники учились здесь в три смены в маленьком здании без спортзала и специализированных кабинетов). В 2021 г. в Махачкале, Каспийске, Кизляре, Дербенте, Избербаше, Буйнакске, а также в посёлках, расположенных в 23 районах Дагестана, включая отдалённые и высокогорные, возведут 59 объектов. Из них 13 школ на 6882 учащихся, 46 дошкольных учреждений на 7750 воспитанников, 35 из которых смогут принять малышей в возрасте от полутора до трёх лет.
А ещё – современное жильё для военнослужащих, казармы по последнему слову техники, столовые, спортивные сооружения…
Всё это и многое другое появилось благодаря специалистам ВСК. Фирменным стилем отрасли стали качество, до предела сжатые сроки, нестандартный подход. Например, из-за той же пандемии в Южно-Сахалинске резко перестроились и в первую очередь буквально на днях сдали не главный, а инфекционный корпус нового военного госпиталя. Причём не исключительно числом – умением. Экстренно скорректировали проект, работы вели параллельно и внутри, и снаружи. Для доставки материалов задействовали военно-транспортную авиацию. А для подстраховки морского пути расчётливо создали необходимый запас прямо на площадке. Удалось подрядить и ближайший бетонный завод. В этом секрет бесперебойного снабжения и действительно нереально рекордных графиков. Но главный секрет всё-таки не в схемах – в людях. Кто не рискует… Но речь не об отчаянности – о расчёте, дальновидности. Именно вперёдсмотрящие всегда думают о будущем!
Кто в нашем «Авангарде»?
А будущее вот оно – в наших сегодняшних мальчишках. Поэтому особая забота Минобороны – подготовка достойной смены. В этом году в суворовских, нахимовских и кадетских корпусах военного ведомства свои первые погоны надели около 2,5 тыс. подростков. Вот уже шесть лет специалисты Военно-строительного комплекса традиционно к началу учебного года сдают под ключ новые образовательные учреждения. В 2020-м поставлен очередной рекорд – 1 сентября их открылось сразу три: Северо-Кавказское суворовское военное училище во Владикавказе (срок строительства – 393 дня), филиал Нахимовского военно-морского училища в Калининграде (срок строительства – 303 дня) и Тверское суворовское военное училище (515 дней).
Создали военные строители в минувшем почти году для молодёжи и нечто совершенно особенное. В Подмосковье запущен пилотный комплекс военно-патриотического воспитания и обучения молодёжи «Авангард». Единый ансамбль зданий и открытых площадок общей площадью 40 тыс. м2 неслучайно расположился на 18,3 га в лесном массиве знаменитого парка «Патриот»: это строгие требования к довузовским заведениям полного пансиона, к организации учебного процесса и техническим параметрам безопасности.
Отдалённость «Авангарда» от привычной городской среды, доступность боевой техники и новинок военной промышленности, музейных экспозиций, посвящённых Великой Отечественной войне, современным локальным конфликтам, – всё это органично вписано в краткосрочный курс обучения. Здесь под руководством 170 профессиональных педагогов, инструкторов и тренеров школьники 10-х классов, а также учащиеся колледжей смогут получать разнообразные знания в области современных военных и гражданских технологий и приобретать первые навыки «науки побеждать».
Сборы здесь – это несколько дней интенсивных спортивных, а также теоретических, практических занятий прежде всего на различных тренажёрах: от комплексов для обучения прыжкам с парашютом и вождению военной техники до лазерных тиров и лабораторий виртуальной реальности. При полном обеспечении форменной одеждой, вкусным питанием, проживанием в отдельных корпусах (уютные комнаты гостиничного типа с быстрым решением любых бытовых вопросов). Безусловно, предусмотрено и свободное время, и организованный отдых, и персональная медицинская помощь при необходимости. В одну смену в «Авангарде» могут жить и учиться 960 юношей. В год учебный центр будет принимать около 30 тыс. старшеклассников.
С первого «Авангарда» начинается переформатирование в стране начальной военной подготовки. Вскоре такие же лагеря должны появиться во многих регионах страны. Надо думать о преемственности…
И только «вира»!
ВСК МО РФ не только лидер в строительной отрасли России, но и одно из самых эффективных, мощных и мобильных производств страны.
Без малого тридцатитысячный коллектив военных строителей сегодня в отличной форме. 3,2 тыс. готовых зданий и сооружений. На площадках работало 2,8 тыс. единиц различной техники… Но дело не только в сухих цифрах итогов. Ничего этого не было бы без повседневного, системного, тяжёлого, но – главное! – вдохновенного труда многих профессионалов. Как сказал один из строителей небывалого военного собора: «Мы строим вовсе не объект, пусть даже главный, а храм Победы, наш храм…»
Это не стимул – это мотив. Самый сильный, наверное… Когда есть у нас такая профессия – Родину защищать!