Военные строители воссоздали и реконструировали все основные кластеры, разработали новую концепцию функционирования фондов, создали его объемную карту. Раннее они состояли лишь из настенных баннеров, стендов и витрин с экспонатами.
Особенная атмосфера аутентичного противоатомного подземного убежища XX века дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
Сейчас посетители «Объекта 825» смогут ознакомиться с историей создания секретного ранее объекта, узнать о системах его жизнеобеспечения, ремонтных работах в сухом доке.
В разных участках музея восстановлено множество интересных исторических деталей. В том числе, карта размещения баз подводных лодок на территории СССР по состоянию на 1980-е годы, схема действия мощных защитных ворот, макет Балаклавского подземного комплекса с динамической подсветкой систем жизнеобеспечения и схемой подачи топлива.
В зоне «Системы жизнеобеспечения противоатомного убежища» установлены приборы и музейные экспонаты о системах сохранения жизни с информацией о каждой из них с чертежами, в «Зоне безопасности» дозиметр радиации с цифровым табло, герметичная дверь с механизмом движения, транспортный узел торпедной части для вооружения подводных лодок с воссозданным поворотным кругом для транспортировки торпед, инсталляция с настоящей торпедой на рельсовой тележке.
Оборудованы витрина с моделями дизель-электрических подводных лодок, гребной винт, подвешенный на кран-балке с проекцией о работе в ремонтном цехе сухого дока, плакаты в стилистике 60-х годов о поражающих факторах ядерного взрыва, инфографика скорости распространения ударной волны и движения транспортных средств. Заново обустроены «Вход в потерну ядерного арсенала», экспозиция «Преступление перед человечеством» об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
Историческая справка:
Засекреченная подземная база Военно-морского флота создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 кт, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме.
В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия». В ней предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 миллиона советских рублей.
Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
Согласно проекту в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов. В том числе, объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей 613-го и 633-го проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9500 тонн.
В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой — арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов.
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка.
В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться 7 подлодок. Его глубина достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь только помещений и ходов завода 9600 м?, площадь подземной водной поверхности равна 5200 м?.
Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект.
Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.
Вход в тоннель с северной стороны был искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не мог обнаружить штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды.
Дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем подлодки типов 613 и 633. Новые субмарины просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов! Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года.
Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.
Балаклавская бухта Черного моря идеальна для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина 200-400 метров, глубина 17 метров. Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов. Это отличное условие для швартовки. Благодаря уникальной извилистости – бухта абсолютно незаметна со стороны открытого моря.