Рабочая косточка.
Генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Шубников родился в 1903 году в Ессентуках в семье плотника. Окончив школу, юноша устраивается простым рабочим, а по вечерам учится в строительном техникуме. Осваивая азы профессии, он еще не знает, что выбранная специальность станет делом всей его жизни.
Далее – армия. В конце 1920-х, отслужив в кавалеристском полку, Георгий Максимович работал техником и производителем работ в строительных организациях Ессентуков и Пятигорска.
В 1930 году, чтобы стать мастером своего дела, он поступает в Ленинградский институт промышленного строительства. Но уже через два года – спецпризыв и вновь служба в армии. На этот раз Шубников едет на Дальний Восток, где в 1929 году случился конфликт на Китайской Восточной железной дороге в Манчжурии: стране нужны укрепрайоны на границе. Командировка продлилась пять лет. Домой молодой специалист возвращается только в 1937-м.
До начала Великой Отечественной войны ессентучанин работает в городском управлении водоснабжения. За четыре года под его руководством реконструирован и построен ряд зданий курортного значения, питьевые галереи, 22-километровый водовод для минеральной воды, насосная станция на Подкумке, очистные сооружения, а также канализационные сети, фонтаны и другие объекты.
Все для Победы!
В 1941-м Георгий Шубников становится замкомандира отдельного сапёрного батальона 30-й сапёрной бригады на Южном фронте. Офицер руководит строительством оборонительных сооружений на Сталинградском направлении. Через год он уже возглавляет 12-е Управление военно-полевого строительства в 8-й сапёрной армии, которая в то время строила на Северном Кавказе ряд крупных оборонительных рубежей. Военно-строительная организация, которой руководит военный инженер, обеспечивает наступательные операции, возводя переправы. В 1945-ом она строит 27 мостов через Вислу и Одер, мосты через Дунай в Вене, Братиславе, Коварно, а также 8 мостов через Дунайский канал, восстанавливает заводы в Польше.
С 1946 года Георгий Шубников руководит 23-м Управлением Военно-полевого строительства 27-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного командования. Подполковник работает в Германии, где возводит мосты, советское посольство в Берлине, театр, памятники погибшим советским бойцам, самый известный из которых — памятник Воину-освободителю в Трептов-парке.
Врата в космическую эру.
Через год – новые задачи. Для запуска первых баллистических ракет необходимо построить полигон Капустин Яр. Сделано. В конце 1947-го отсюда стартует первая советская баллистическая ракета.
В 1954 году было принято секретное постановление о строительстве более крупного стратегического спецобъекта, откуда было решено отправлять спутники и ракеты в космос. Местом для создания нового полигона становится пустынный район в Кызылординской области Казахстана. Руководить строительством поручено Георгию Шубникову. Здесь военстроевец знакомиться с легендарным конструктором Сергеем Королевым.
По расчетам Королева, чем ближе космодром расположен к экватору, тем проще запускать ракеты. Площадка в Казахстане идеально подходила для этого, а вот строителям приходилось реализовывать сверхсекретный проект в тяжелейших климатических условиях.
Март 1957 года. Космодром готов к работе. Уже в октябре отсюда стартует первый в мире искусственный спутник Земли. Так начинается эра освоения космоса. А за несколько дней до этого инженеру присвоено звание генерал-майора.
Тем временем строители возводят новые стартовые площадки. А вместе с ним сотни километров автомобильных и железных дорог, все необходимые коммуникации: водопровод, электросети и связь. Рабочий день Георгия Шубникова начинается в 6:00 и продолжается до 2:00.
12 апреля 1961 года. В космос отправляется первый землянин – Юрий Гагарин. Шубников вместе с Королевым находится на стартовой площадке, наблюдая за тем, как стартует ракета «Восток».
Напряженная работа не проходит для генерал-майора бесследно. 31 июля 1965 года после тяжелой болезни он умирает от кровоизлияния в мозг.