Одиннадцатый Международный военно-морской салон (МВМС-2023) открылся в Петербурге. Впервые площадкой для его проведения стали Музей военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр – один из ключевых объектов туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» в Кронштадте.
Экспозиция предприятий кораблестроительной отрасли собрала свыше 250 ведущих российских и иностранных участников, которые разместились в новом выставочном пространстве, включающем в себя также причалы акватории Средней гавани для демонстрации боевых кораблей, катеров и судов.
Тематика МВМС охватывает кораблестроение и судостроение, оружие и вооружение, системы боевого управления, навигации и связи, корабельные энергетические установки, морскую авиацию, инфраструктуру обеспечения, новые технологии и перспективные материалы.
«Конгрессно-выставочный комплекс был построен в рекордные сроки. Здесь создана максимально доступная для людей социальная среда. Большое спасибо Президенту России Владимиру Путину за возможность реализовать такой значимый проект. Большое спасибо Министерству промышленности и торговли, Министерству обороны и Военно-морскому флоту, без которых все это не смогло бы осуществиться. Отдельное спасибо – Военно-строительному комплексу Министерства обороны. Я благодарна каждому человеку, который вложил свой труд в это сооружение, вбил хотя бы один гвоздь!», – отметила в ходе церемонии открытия МВМС-2023 руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров Фортов» Ксения Шойгу.
Музей военно-морской славы с конгрессно-выставочным центром (КВЦ) – это многофункциональный интерактивный комплекс, включающий музейную экспозицию и конгрессно-выставочные площади с инфраструктурой для проведения МВМС и прочих деловых и культурных мероприятий. Его пропускная способность – до 10 тысяч человек в сутки.
КВЦ введен в строй 20 июня 2023 года, а открытие основного экспозиционного пространства музея состоится 30 июля в – День ВМФ.
Архитектурно музей и КВЦ – это комплекс из двух зданий бывших арсеналов 1910 года постройки (имеют историческую ценность) и нового строения, связавшего их в один объем. К круглосуточным работам по его созданию военстроевцы приступили в октябре 2021-го. На площадке трудились порядка 900 человек и 70 единиц техники.
Общая площадь здания музейно-конгрессного центра – почти 64 000 м² (включая эксплуатируемую кровлю), из них конгресс-центр занимает 15 000 м², постоянная музейная экспозиция – 8 000 м², еще 2 000 м² отдано под временную музейную экспозицию. Длина подводной лодки внутри музея – 107 метров, а площадь экспозиции внутри – 500 м². Помимо выставочных пространств к услугам посетителей актовый зал на 300 посадочных мест и 2 кафе на 1-м и 2-м этажах, способные в общей сложности принять до 100 гостей.
Масштабный проект, реализованный военстроевцами, не типовой: он полон интересных творческих решений. К примеру, эксплуатируемая кровля КВЦ. Интегрируемая с кровлей музея широкими лестничными подъемами, она создает новые рекреационные пространства и видовые площадки на Невскую губу, форты «Петр Первый» и «Император Александр Первый». Кровельные зеленые газоны и пешеходные дорожки, проложенные по ним, добавляют посетителям комфорта и обеспечивают свободу передвижения во всех направлениях.
Двухэтажное здание Музея военно-морской славы отличает тщательно продуманное освещение: внешняя и внутренняя подсветка, обширное витражное остекление фасада, а также зенитные фонари – прозрачные витражи в кровле.
Стержнем композиционного решения внутреннего пространства центрального музейного атриума служит первая советская атомная подводная лодка К3- «Ленинский Комсомол», прослужившая стране 30 лет. Это беспрецедентный в мировой практике проект размещения более чем 100-метрового подводного корабля в крытом помещении на суше!
Грандиозный по своим габаритам экспонат был доставлен к месту своей вечной стоянки еще на стадии возведения здания, чтобы военные строители смогли сформировать вокруг него сложный ландшафт, опускающийся до киля субмарины с понижением пола до 3 м и создать ступенчатый рельеф, служащий опорой для морского гиганта.
Транспортировка подлодки массой в 2558 тонн была чрезвычайно сложной инженерно-логистической операцией, не имеющей аналогов в мире. На Выборгском судостроительном заводе корпус корабля разделили на две части – в случае перевозки подлодки целиком пришлось бы значительно увеличить масштаб работ по разбору дорожных конструкций, что фактически «обездвижило» бы весь Кронштадт. По пути следования субмарины было демонтировано (а потом – восстановлено) более 70 дорожных конструкций – знаков, мачт освещения, светофоров, более 800 метров бордюров. К зданию музея была построена специальная подъездная дорога.
Внешний облик корпуса лодки восстановили уже в музейном атриуме. Сейчас завершается реставрация внутренних интерьеров отсеков субмарины.
Остальная экспозиция, занимающая оба этажа музея, будет разделена на два исторических блока: с IX века до 1945 года и с 1945-го до современности. Всего – 14 залов.
Сегодня Кронштадт превращается в мощный рекреационно-туристический кластер, в центр военно-морского образования и научных исследований. В этом немалая заслуга специалистов военостроя. Ранее они уже создали здесь музейно-исторический парк «Остров фортов» (9 га), а теперь – Музей военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр.
Без праздников и выходных специалисты Военно-строительной компании (ВCК) Минобороны России возрождают легендарную крепость, находившуюся на грани разрушения – великолепный Кроншлот, детище Петра Великого. После реставрации уникальный памятник русской истории и архитектуры XVIII-XX веков, объект Всемирного культурного наследия, охраняемый ЮНЕСКО, вместе с другими фортами («Император Александр Первый» и «Петр Первый»), станет частью туристического кластера «Остров фортов». Это произойдет в 2025 году.