Уникальный музейный комплекс (65 000 м²) создан на базе двух отреставрированных исторических зданий – артиллерийских арсеналов времен Первой мировой войны.
В 14 залах музея (общая площадь экспозиции – 8000 м²) – вся история отечественного военно-морского флота. У каждого зала своя тематика – силы открытий, духа, огня, металла, знаний и глубины. Посетителям представлено колоссальное число экспонатов: симуляторы военных кораблей и подлодок, самолетов и вертолетов морской авиации, коллекции гравюр и подлинных раритетных карт морей и океанов, документы, видеоматериалы и даже оживающие в голограмме известные ученые-исследователи различных эпох.
На первом этаже – выставка, рассказывающая о становлении флота со времен Древней Руси и открытия первых торговых путей до реформ Петра Первого. Отдельные страницы – история самого Кронштадта и строительства его фортов. Экспозиционное пространство второго этажа вмещает период со второй половины XX века до современности.
«Уникальность этого комплекса в том, что он возведен силами военстроя за полтора года. Сложно поверить, что в такие короткие сроки можно выполнить такую грандиозную и сложную работу. Надо понимать, что мы полностью окружены водой, нас ограничивали гидротехнические условия, но военные строители победили все эти трудности и создали единственный в своем роде современный интерактивный музей, аналогов которому нет больше нигде в мире!» – отметил руководитель филиала музейно-храмового комплекса Евгений Григорькин.
Главная отличительная особенность Музея военно-морской славы – иммерсивность. Посетители могут потрогать все экспонаты руками и буквально ощутить себя участниками событий. Погрузиться в историю отечественного флота помогают интерактивные программы и технологии дополненной реальности: можно попробовать себя в роли командира корабля или подводной лодки, что особенно нравится юным гостям выставки.
Стержнем композиционного решения внутреннего пространства центрального музейного атриума служит первая советская атомная подводная лодка К3- «Ленинский Комсомол», прослужившая стране 30 лет. Это беспрецедентный в мировой практике проект размещения более чем 100-метрового подводного корабля в крытом помещении на суше!
Грандиозный по своим габаритам экспонат был доставлен к месту своей вечной стоянки еще на стадии возведения здания, чтобы военные строители смогли сформировать вокруг него сложный ландшафт, опускающийся до киля субмарины с понижением пола до 3 м, и создать ступенчатый рельеф, служащий опорой для морского гиганта.
Транспортировка подлодки массой в 2558 тонн была чрезвычайно сложной инженерно-логистической операцией, не имела аналогов в мире и заняла почти год. Несколько месяцев 5 проектных организаций разрабатывали ее морской и сухопутный этапы. В реализации участвовали более 15 профильных структур, свыше 100 инженеров и других специалистов технического профиля.
После вывода из состава флота К3-«Ленинский Комсомол» грозила утилизация. АПЛ перевезли из Снежногорска в Кронштадт через Баренцево и Белое моря, Беломорско-Балтийский канал, акватории Онежского и Ладожского озёр, реки Свирь и Неву. Общая протяженность пути, пройденного лодкой до музея, составила 2000 км. На Выборгском судостроительном заводе корпус корабля разделили на две части – в случае перевозки подлодки целиком пришлось бы значительно увеличить масштаб работ по разбору дорожных конструкций, что фактически «обездвижило» бы весь город.
20 организаций было вовлечено в процесс транспортировки лодки до Кронштадта. По пути следования субмарины было демонтировано (а потом установлено вновь) более 70 дорожных конструкций – знаков, мачт освещения, светофоров, более 800 метров бордюров. К зданию Музея военно-морской славы была построена специальная подъездная дорога в 4,5 км. 60 осей с 240 колёсами везли каждую из частей «К-3» (кормовую и носовую).
Внешний облик корпуса АПЛ восстановили уже в здании музея. Несмотря на свой солидный возраст – в этом году подлодке 65 лет – субмарина выглядит как новая. Специалисты полностью восстановили ее внешний каркас, а сейчас занимаются воссозданием исторических интерьеров и оборудования корабля.
Это кропотливая работа, учитывая, что более 70% элементов внутри лодки утрачено. Поиск необходимых деталей и агрегатов шел по всей стране.
«Ленинский комсомол» – это жемчужина нашего музея. 107 метров длины и 2,5 тысячи тонн веса под крышей здания – такого в мире больше нигде не увидишь. Внутренние площади подводной лодки будут занимать 500 м². Идет очень сложная реставрационная работа. Будут восстановлены все элементы, а также появится очень интересная интерактивная часть, которая позволит полностью погрузиться в атмосферу жизни и службы подводников, окунуться в их быт», – рассказал Евгений Григорькин.
Планируется, что побывать с экскурсией в субмарине можно будет уже в конце этого года.
Авторы проекта организовали не только выставочное, но и общественное пространство. С крыши нового музея открываются красивые виды на знаменитые форты Кронштадта. Рядом с футуристическим зданием построена благоустроенная белокаменная набережная, появились новые выходы к Финскому заливу.