Версия для слабовидящих

50-е годы

История создания военно-строительных частей ведет отсчет с конца Х века. Первые сведения о них есть в летописях 1016 года, где упоминаются «городовики» и «мостники» – старшие дружинники князя. С XIV века созданием и ремонтом военно-инженерных сооружений ведали «посошные люди» под началом Пушкарского приказа. При Петре I в 1724 году формируются регулярные военно-строительные подразделения с постоянным личным составом. Первый воинский стройбат появился в 1811 году. В середине XIX века учреждены Инженерный департамент, а затем и Главное инженерное управление. С началом Первой мировой войны значение военно-строительных частей многократно возросло. В 1918-м действовали Военно-строительное управление (воентсрой), Фронтовое военно-строительное бюро, Военно-строительное управление для нужд морского комиссариата. В 1938-м создается Главное военно-строительное управление при Совете Народных Комиссариатов (ГВСУ). Это название осталось и в XXI веке.

Безусловно, свой самый главный и беспримерный подвиг военные строители совершили во время Великой Отечественной войны. За 1941-1945 годы  солдаты и офицеры инженерных войск совместно с мобилизованным населением построили: 564 оборонительных рубежа протяженностью 50 600 км, 1 224 000 огневых точек и других сооружений, 71 000 км траншей и ходов сообщений. После Великой Победы военные строители участвовали в восстановлении не только всех крупных городов СССР, но и большинства столиц Европы. В Советском Союзе в кратчайшие сроки сделано: 400 000 км дорог, 1 532 моста, 7 000 командно-наблюдательных пунктов.

Опыт и уроки войны доказывали, что в военном ведомстве нужна специальная военно-строительная организация. В декабре 1945 года Постановлением Совнаркома СССР сформировано Главное строительно-квартирное управление (ГСКУ) Народного комиссариата обороны. Годом позже оно разделилось на два ведомства: Квартирно-эксплуатационное управление (ГлавКЭУ) для обслуживания готовых зданий и сооружений и Главное военно-строительное управление (ГВСУ), выполнявшее до 50 % всех строительных работ.

За несколько следующих лет в стране сложилась крепкая система строительных организаций в военных округах. В штатное расписание военного ведомства вводится должность заместителя министра по строительству и расквартированию войск с отдельным аппаратом и полным набором юридических прав по руководству и контролю над военными стройками. Генерал – полковник Василий Белокосков был первым, возглавившим все управления военстроя. Он оставался замминистра с 1949 по 1958 годы. При нем в 1951 году и появилось Главное управление специального строительства (ГУСС). В 1952 году в него уже входило 39 инженерно-строительных управлений, 5 инженерно-строительных бригад, 80 отдельных батальонов различного назначения, 11 отдельных рот, ремонтно-механические и авторемонтные мастерские, заводы стройиндустрии, учебные, тыловые, медицинские и другие вспомогательные подразделения, действующие в Калининградской области, Карелии и Прибалтике, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, в Новосибирской и северо-западной областях европейской части страны, в Ялте, в Краснодаре, в Донбассе, в Одесской области, в Баку, Красноводске, Тбилиси, в Белоруссии, в Киевском военном округе, в Ташкенте и Ашхабаде, в Ярославле и Калинине, в Москве, в Германии, в Капустином Яре.

Только ДЕЛА. Только ФАКТЫ.

В 1950-е годы в Москве военные строители возвели несколько уникальных жилых домов для Министерства обороны: здания на Садово-Кудринской улице, на Патриарших прудах, на Смоленской набережной, на Петровско-Разумовской аллее. Они органично вписались в ансамбли московских улиц.

В 1952 году на съемных частных квартирах проживало 180 000 семей военнослужащих. Жилья не хватало. Военные строители выступили инициаторами крупнопанельного домостроения. Коллектив Управления строительных предприятий ГВСУ МО совместно с учеными НИИ стройфизики Академии строительства и архитектуры впервые разработали проект крупнопанельного жилого дома с наружными керамзитобетонными стеновыми панелями и сборными железобетонными конструкциями. Технологию монтажа быстро освоили специализированные бригады, достигнув темпа сборки одного этажа за 7 дней. Четырехэтажный дом впервые подняли за 22 дня, установив рекорд того времени.

В 1953 году специалисты ГУСС приступили к созданию вокруг Москвы кольца противовоздушной обороны. Стационарная зенитно-ракетная система С-25 «Беркут» включала боевые позиции зенитно-ракетных комплексов, кольцевые дороги (общая протяженность 2 000 км), а также жилые городки и базы хранения ракетного оружия. В 1953 году аналогичное кольцо ПВО было создано ГУСС вокруг Ленинграда.

31-й Государственный проектный институт специального строительства (31 ГПИСС) стал головной организацией по проектированию космодромов и полигонов, фортификационных сооружений, ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В 1955 году началось строительство космодрома «Байконур». В кратчайшие сроки военные строители во главе с инженером-полковником Георгием Шубниковым в пустыне, в тяжелейших условиях, возвели уникальные сооружения. Первая ракета-носитель успешно стартовала с «Байконура» в 1957 году. Затем с него запустили первые в мире искусственный спутник Земли и космический корабль с космонавтом Юрием Гагариным на борту.

Космодромы «Плесецк» и «Капустин Яр» тоже закладывали военные строители. В декабре 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Новый вид Вооруженных сил потребовал нового, не имевшего аналогов массового строительства боевых ракетных комплексов с шахтными пусковыми установками, военных городков для ракетчиков и соответствующей инфраструктуры. Военстроевцы возвели экспериментальные шахтные пусковые установки за 3 месяца. В 1959 году на полигоне «Капустин Яр» произведен первый пуск ракеты из шахты. На месте «Плесецка» стояла непроходимая тайга с болотами, но уже в 1960-м космодром, действующий по сей день, ввели в строй.