60-е годы

В июне 1957 года УОС МО и Центральное управление капитального аэродромного строительства (ЦУКАС МО, создано в 1946 году) приказом Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова объединены в Главное управление аэродромного и специального строительства (ГУАСС, начальник – генерал-лейтенант инженерных войск Б.В. Бычевский, первый заместитель – генерал-лейтенант инженерных войск В.Ф. Зотов).

В объединённый Главк вошли части ЦУКАС (47 отдельных аэродромно-строительных полков (ОАСП), 3 аэродромно-строительные бригады, 26 батальонов и ВСО, 13 управлений начальников аэродромных работ (УНАР) и части УСС МО (9 управлений инженерных работ, 3 отдельных управления строительства полигонов, 38 инженерно-строительных и 9 монтажных участков (УНР с личным составом, равным 2 ВСО), 6 инженерно-строительных бригад, 6 управлений начальника строительства, 10 ОАСП, 80 отдельных батальонов, 22 ВСО, 27 отдельных рот различного назначения, вспомогательные части и подразделения).

К началу 1960-х годов, то есть за 15 лет своего существования ЦУКАС, ГУАСС МО были построены более 100 современных аэродромов с полной инфраструктурой, в том числе 43 аэродрома гражданского или совместного с военным предназначения в столицах союзных республик, в областных центрах и в крупных городах.

В 1963 году ГУАСС вновь становится Главным управлением специального строительства (ГУСС МО). К этому времени специальное строительство осуществляется во всех регионах страны, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в малодоступных и безлюдных районах; строятся специальные и военные объекты, жилые городки, жильё и объекты культурно-бытового назначения, лечебные, детские и школьные здания, спортивные комплексы, прокладываются дороги и районы оживают на нужды страны и обороны, работают с максимальной отдачей полигоны испытания новых видов оружия (Капустин Яр, Семипалатинск, Сары-Шаган, Эмба, Плесецк, Новая Земля и другие). В структуре Главного управления до 40 строительных управлений (трестов), более 200 УНР (УВСР), до 400 ВСО и батальонов, 70 отдельных рот, обслуживающие вспомогательные части: хлебозаводы (пекарни), войсковые склады горючего, прачечные, военные комендатуры, полевые учреждения госбанка, кислорододобывающие станции, заводы (комбинаты) железобетонных изделий (19), леспромкомбинаты, комбинаты нерудоископаемых, более 6,5 тысяч автомашин и 7,9 тысяч лошадей. В 60-е годы задачи ГУАСС непрерывно возрастают по разнообразию объектов, масштабам и географии: строятся многочисленные, рассредоточенные по стране боевые ракетные комплексы (БРК) РВСН, объекты ПВО и противоракетной обороны, защищённые командные пункты (ЗКП), хранилища новых видов оружия, расширяются объёмы работ на полигонах, по обустройству войск по возросшим, современным требованиям, осуществляется в больших масштабах массовое строительство жилья, культурно-бытовое, городское и промышленное строительство. Некоторая часть военно-строительных частей по требованию растущего народного хозяйства передаётся на стройки Министерств химической промышленности (строительство заводов в гг. Волхов, Калинин, Апатиты, Березники, Пермь, на Урале), лёгкой промышленности (Иваново, Шуя, Калинин), лесоперерабатывающей промышленности (Урал, Сибирь, Дальний Восток), связи (кабельная связь между городами страны). Большие потребности в стройматериалах, в автомобильной и землеройной технике восполняются работой 10-15 ВСО на соответствующих предприятиях.

В 1965 году в штатах частей ГУСС – 8,6 тысяч офицеров, 13,5 тысяч сержантов и солдат, 154,8 тысяч военных строителей.

С 1958 года на строительстве специальных объектов начинает работать Центральное управление специального строительства (ЦУСС) МО СССР. В 1959 году в его составе сформированы по постановлению Совета Министров СССР 431-е м 436-е военно-строительные управления, в 1960-е и последующие годы в его состав вошли 525-е, 526-е, 528-е, 529-е и 533-е военно-строительные управления, 32-й и 117-й УИР действующие в интересах 9-го, 12-го и 15-го Главных центральных управлений МО, и на спецобъектах в интересах правительства страны и его некоторых министерств, 310-е отдельное управление строительства. В 1967 году в состав ЦУСС вошли 97-е, 101-е, 132-е и 164-е строительные управления Минсредмаша, осуществлявшие строительство БРК в районах городов Жангиз-Тобе, Державинск, Карталы, Ужур. С 1971 года ЦУСС начал работы по строительству и обустройству границы с Китаем силами 146-й отдельной инженерно-строительной бригады и 9 отдельных строительных батальонов, позднее из состава ЦУСС в ГУСС передаются 164-е УС (г. Ужур) и 355-й УИР (г. Хмельницкий), а из ГВСУ МО в ЦУСС передаются СУ СКВО и ТуркВО с 16 УНР, 19 ВСО и другими частями (более 1000 офицеров, 800 солдат и сержантов, 15500 военных строителей).