80-е годы

На базе 130-го УИРа в 1982 году формируется строительное территориальное управление с объёмом работ до 200-230 млн. рублей СМР в год. К этому периоду план СМР ГУСС составлял 1150 млн. рублей. Аппарат ГУСС и коллективы всех строительных управлений работают с большим напряжением.

На объектах, ввод которых контролировался Советом Министров и Военно-промышленной комиссией (их 60-70 %), почти постоянно присутствовали кураторы от Главка, а на Байконуре – оперативная группа, целый коллектив, достигавший 20 и более человек, во главе с начальником производственного управления, главным инженером или первым заместителем начальника ГУСС (полковник А.И. Редькин, генерал-майоры Ю.М. Овчинников, В.С. Григорькин).

До 15% программы ГУСС составляют спецобъекты, строящиеся по постановлениям Правительства СССР – для руководства страной в особый период, в интересах Министерств общего машиностроения, оборонной промышленности, среднего машиностроения, связи, Минэнерго, химической и лёгкой промышленности, КГБ СССР, гражданского воздушного флота. До 20-25 % составляет жилищное строительство (ежегодно сдаются в эксплуатацию до 500 – 600 тыс. м общей площади (11 – 12 тыс. квартир для военнослужащих, отставников и гражданского персонала). 2
Осуществляется большое социальное и культурно-бытовое строительство. В 1980 году ГУСС принимает участие в дострое и обеспечивает ввод в эксплуатацию гостиничного комплекса и других, порученных ему, олимпийских объектов в Москве.

К 1986 году в составе ГУСС – 43 строительных управления, 220 УНР, более 50 автопредприятий, 405 ВСО, 36 отдельных рот, 2560 строительных участков, 18 промпредприятий, 9 военных школ подготовки специалистов, сержантов и прапорщиков, 15 учебных комбинатов, 500 охранных комендантских и пожарных отделений, а также 16 военных госпиталей, 12-15 лазаретов, подвижные стоматологические и рентгенкабинеты, 12 поликлиник, 12 санитарно-эпидемиологических отрядов, ветеринарно-эпидемиологический отряд, 12 банно-прачечных комбинатов, 19 складов и отделов хранения военного имущества, 8 отделов торговли, хлебозаводы.

Успехи ГУСС обеспечивались не только высокой требовательностью на всех уровнях руководства строительством, но и, не в последнюю очередь за счёт всё более рационального использования рабочей силы, новой техники и технологий, лучшей организацией труда и производства, технической учёбы. При росте объёмов работ ГУСС обеспечивает директивное снижение численности персонала и рабочих, повышается оплата труда. Большая заслуга в улучшении принятых проектных и технических решений инженерно-технических работников от производителя работ до начальников стройорганизаций, людей, не безразличных к общему делу, новаторов. Их предложения находили, как правило, поддержку у проектировщиков, в том числе 31-го ЦПИ, 26-го ЦНИИ, в Техническом управлении КС МО. Сложные вопросы решались с привлечением выдающихся учёных, специалистов Госстроя, главных конструкторов изделий, на заседаниях Научно-технического комитета при заместителе Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Инженерно-технический персонал главка и строек был инициатором новых методов в строительстве. Возглавляли ГУСС в эти годы последовательно генерал-лейтенанты К.М. Вертелов, Н.В. Чеков, В.С. Григорькин – люди творческие, целеустремлённые, военные инженеры и руководители высокой квалификации, с большим производственным опытом, пользовавшиеся у подчинённых безусловным уважением, как и их заместители.

В январе 1987 года ГУСС формирует на базе 130-го СТУ на Байконуре Главное специальное военно-строительное управление МО, с июля 1987 года новый главк передан в непосредственное подчинение заместителю Министра обороны по строительству и расквартированию войск. В ГУСС остались 39 строительных управлений, 8 отдельных полков, 220 УНР, 390 ВСО, около 2 тысяч участков, другие части и подразделения, дислоцировавшиеся в 16 военных округах и в 11 союзных республиках, 26,5 тысяч офицеров и прапорщиков, 188 тысяч военных строителей, 24 тысячи рабочих и служащих.
В ответ на военные приготовления США и НАТО, в СССР наращивается строительство БРК (вводятся до 10-11 районов ежегодно), интенсивно строятся объекты СПРН и ПРО, в том числе по защите Москвы. Реконструируются ряд военных аэродромов на Крайнем Севере, на Байкало-Амурской магистрали, Дальнем Востоке, в ПриВО; в ГУСС создано производственное управление по строительству аэродромов, специальному, и жилищному строительству, просуществовавшее, к сожалению, очень недолго, в объёмах финансирования строятся объекты в интересах ВМФ, других Главных управлений МО, объекты для гражданских министерств и ведомств и другие, в том числе для отселения граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в Смоленской и Брянской областях.

В эти годы военно-строительные коллективы ГУСС принимали непосредственное участие в ликвидации последствий стихийных бедствий в Узбекистане, Туркмении, Армении, Приморье, на Сахалине и Камчатке. В своей работе ГУСС взаимодействует с государственными органами, аппаратом заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск, ЦОПУ КС МО, другими главными строительными управлениями МО (до их расформирования в 1995-1997 гг.).